1
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 "Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
- Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования»,
- Приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 235/552 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования»,
- Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 52.
1.4. В данном Положении использованы следующие определения:
- оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени
соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям; оценке подлежат как
объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений,
компетенций, характеризующие учебные достижения обучающихся;
- отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение
учебных достижений обучающихся школы в баллах;
- текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка учебных
достижений обучающихся, проводимая педагогическим работником на уроках (учебных
занятиях) в соответствии с образовательной программой.
- промежуточная аттестация обучающихся – это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплины (модуля) образовательной
программы за текущий учебный год, является основанием для решения вопроса о
переводе обучающегося в следующих класс.
- итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися
образовательной программы.
1.5. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля), образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются
в электронном журнале и дневнике.
1.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются
частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику
индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
1.7. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
могут быть учтены результаты, полученные в иных образовательных организациях как в
очной, так и в дистанционной формах.
1.8. При осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся используются системы выставления отметок:
- в первом классе используется безотметочная система обучения и качественная
оценка успешности освоения образовательных программ с целью адаптации обучающихся
к условиям образовательной деятельности.
2
- во вторых – одиннадцатых классах вводятся отметки:
5 - отлично,
4 - хорошо,
3 - удовлетворительно,
2 - неудовлетворительно,
зачёт/ незачёт
Отметка «н/а» (не аттестован (а)) ставится в случае продолжительной болезни
обучающегося (более 50% пропусков по уважительной причине) или продолжительных
пропусков без уважительной причины (более 50% пропусков), отсутствия минимального
количества отметок (п. 2 настоящего Положения), необходимых для аттестации
обучающегося по итогам учебных четвертей (полугодий). Если обучающийся отчитался за
периоды отсутствия, то ему выставляется отметка на общих основаниях.
В Школе может использоваться безотметочное и зачетное («зачет» - «незачет»)
оценивание освоения образовательной программы по учебным предметам, элективным
курсам части, формируемой участниками образовательных отношений (в рамках
реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).
По учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и курсам
внеурочной деятельности применяется безотметочная система оценивания. Объектами
контроля по данным курсам является достижение каждым обучающимся личностных и
метапредметных результатов, предусмотренных образовательной программой
по
учебному курсу.
Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
- установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся,
определенных в ФОП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО.
- своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
- информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
обучения.
2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическим
работником с учетом образовательной программы.
2.3. Текущий контроль усвоения содержания учебных программ обучающихся
включает:
- текущее оценивание - это оценка качества освоения содержания компонентов какойлибо части темы конкретного учебного предмета, курса в процессе ее изучения
обучающимися;
- тематическое оценивание – это оценка уровня достижения планируемых результатов,
которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля.
- четвертное (полугодовое) оценивание - это оценка качества освоения содержания
компонентов какой-либо части конкретного учебного предмета за четверть (полугодие) по
результатам текущего оценивания.
2.4. Текущее оценивание осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с
тематическим планированием рабочей программы учебного предмета курса, дисциплины
2.
3
(модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного
стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей
обучающихся класса, используемых образовательных технологий в формах:
письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на вопросы (задания).
К нему относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные,
творческие работы, отчеты о наблюдениях, ответы на вопросы теста, сочинения,
изложения, диктанты, рефераты, создание электронных баз данных;
устная - ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы,
собеседования, выразительного чтения (в том числе наизусть);
комбинированная - сочетание письменных и устных форм, проверка с
использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих
моделей, творческие проекты, научно- исследовательская деятельность.
2.5. Тематический контроль осуществляется педагогическим работником, который
реализует соответствующую часть образовательной программы, по контрольноизмерительным
материалам,
утвержденным
соответствующими
школьными
методическими объединениями, на основе критериального оценивания. Выполнение
тематических контрольных работ обязательно для всех обучающихся, отметка за них не
подлежит исправлению путем пересдачи.
2.6. Четвертное оценивание проводится для обучающихся 2-9 классов - по четвертям,
полугодовое оценивание - для обучающихся 10-11 классов - по полугодиям по
результатам накопленной оценки текущего контроля.
2.7. Четвертное (полугодовое) оценивание проводится на основе результатов текущего
оценивания при наличии не менее 3(5) отметок, за четверть (полугодие) при реализации
учебного предмета в объеме 1 часа в неделю, не менее 5(7) отметок при реализации
учебного предмета в объеме более 1 часа в неделю и представляет собой
средневзвешенное накопленных отметок. Итоговый балл выставляется с учетом правил
математического округления в пользу обучающегося.
2.8. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля
успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с
образовательной программой и могут включать в себя проведение дополнительной работы
с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности
обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении
обучающегося.
2.9. Результаты текущего контроля фиксируются в документах (дневнике
обучающегося и электронном журнале).
2.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение
учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок
по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не
различаемую по уровням фиксацию.
2.11. При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от
физической нагрузки и (или) двигательной активности по учебному предмету
«Физическая культура» по состоянию здоровья, на период освобождения обучающемуся
предоставляется возможность освоить отдельную часть или весь объем учебного
предмета в условиях и формах, учитывающих состояние его здоровья (реферат,
собеседование, творческая работа и тестовая работа).
4
2.12. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.13. Для обучающихся, временно получавших образование соответствующего
уровня в медицинских организациях, либо в организациях отдыха и оздоровления,
осуществляющих образовательную деятельность, в качестве результатов текущего
контроля успеваемости за соответствующий период принимаются сведения,
представленные в надлежащем порядке указанными организациями.
2.14. Для обучающихся, зачисленных в школу в учебный период (до выставления
отметок за данный учебный период) в качестве результатов текущего оценивания за
соответствующий период принимаются сведения, представленные в надлежащем
порядке из другой образовательной организации.
2.15. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся
(через электронный дневник и журнал).
3. Содержание, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определенных Учебным планом, и в порядке, установленном Школой.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
3.2. Промежуточная аттестация в Школе проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимся
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся
результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования,
формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными
услугами и иных подобных обстоятельств.
3.3. К формам промежуточной аттестации относятся:
- годовая промежуточная аттестация обучающихся - проводится на основе результатов
текущего контроля (четвертного (полугодового) оценивания) и представляет собой
средневзвешенную четвертных отметок;
- итоговое собеседование - форма промежуточной аттестации по образовательной
программе основного общего образования, являющаяся допуском обучающихся на уровне
основного общего образования к Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА);
- итоговое сочинение (изложение) - форма промежуточной аттестации по образовательной
программе среднего общего образования, являющаяся допуском обучающихся на уровне
среднего общего образования к Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
3.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной
системе.
5
3.5. Если учебный предмет, курс, дисциплина (модуль) осваивался обучающимся в срок
более одной четверти (полугодия), то годовое оценивание проводится как
среднеарифметическое результатов четвертных (полугодовых) отметок. Итоговый балл
выставляется по правилам математического округления в пользу обучающегося.
Если учебный предмет, курс, дисциплина (модуль) осваивался обучающимся в срок одной
четверти (полугодия), то годовое оценивание проводится на основании четвертной
(полугодовой) отметки.
3.6. При организации обучения с применением
электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий годовое оценивание осуществляется в
соответствии с правилами, изложенными в п. 3.5 в пользу обучающегося.
3.7. Промежуточная
аттестация
осуществляется
учителем,
реализующим
соответствующую часть образовательной программы. В случае отсутствия данного
педагогического работника в период проведения годового оценивания выставление
отметки осуществляется заместителем директора по учебной деятельности.
3.8. Промежуточная аттестация проводится в сроки, определяемые распорядительным
локальным актом Школы в соответствии с утвержденным календарным учебным
графиком.
3.9. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом
(по согласованию с родителями (законными представителями)).
3.10. При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации.
Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Школой с учетом
учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления родителей
(законных представителей) или заявления обучающегося, если он совершеннолетний.
3.11. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть
установлены Школой для следующих категорий обучающихся на основании заявления
родителей (законных представителей) или заявления обучающегося, если он
совершеннолетний:
выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на
российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады
и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
для иных обучающихся по решению Педагогического совета.
3.12. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования вправе
пройти промежуточную и
государственную итоговую аттестацию в Школе экстерном. При прохождении аттестации
экстерны пользуются правами обучающихся по соответствующей образовательной
программе. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с
Положением об организации промежуточной и (или) государственной итоговой
аттестации лиц, осваивающих образовательную программу в форме семейного
образования в МАОУ СОШ №52.
3.13. Порядок проведения итогового сочинения (изложения), как условия допуска к ГИА
для обучающихся 11 классов, определяется федеральным органом исполнительной
6
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере
образования.
3.14. Порядок проведения итогового собеседования, как условия допуска к ГИА для
обучающихся 9 классов, определяется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере образования.
3.15. Итоги промежуточной аттестации рассматриваются на заседаниях методических
объединений и Педагогического совета Школы.
3.16. Результаты промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в документах
(дневниках обучающихся и в электронном журнале).
3.17. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся (через
дневник обучающегося и электронный дневник).
3.18. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаются академической задолженностью.
3.19. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
3.20. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.21. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в пределах
одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не
включаются время болезни обучающегося.
3.22. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз Школой создается комиссия.
3.23. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
3.24. Итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным
предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее
арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в
аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе
годовой отметки выпускника за 9 класс.
Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и
годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе
среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с
правилами математического округления.
3.25. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть
образовательной программы, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся 9 классов, не имеющие академической задолженности, в том числе за
итоговое собеседование, и в полном объеме выполнивших учебный план (имеющие
7
годовые отметки по всем предметам учебного плана за 9 класс не ниже
удовлетворительных), допускаются до прохождения ГИА.
Обучающихся 11 класса, не имеющих академической задолженности, в том числе за
итоговое сочинение, и в полном объеме выполнивших учебный план (имеющих годовые
отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по
образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных),
допускаются к ГИА.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического
совета Школы.
3.26. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность переводятся в следующий класс
условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в
течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных
представителей).
3.27. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану. Школа информирует родителей обучающегося о необходимости
принятия решения о дальнейшем обучении обучающегося в письменной форме.
3.28. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
получать образование в Школе в очной форме.
4.Аттестация обучающихся в очно-заочной, заочной формах обучения
4.1. Для обучающихся по очно-заочной форме обучения, сроки и порядок проведения
промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом (по
согласованию с родителями (законными представителями)).
4.2. Приказом директора Школы устанавливается график прохождения промежуточной
аттестации.
4.3. Промежуточная аттестация обучающихся в очно-заочной, заочной формах проводится
в формах письменных контрольных работ, тестирования, собеседования, защиты
рефератов.
4.4. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в электронном журнале,
электронном дневнике, протоколах в соответствии с графиком проведения промежуточной
аттестации.
4.5. Родителям (законным представителям) обучающегося предоставляется право
присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации обучающегося.
4.6. Родители (законные представители) обучающегося в письменном виде
информируются об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ.
4.7. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению
педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации.
4.8. Повторное освоение обучающимся общеобразовательных программ в формах очнозаочного, заочного обучения не допускается.
8
9