25.01.2022
Памятка
для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике
неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств
мобильной связи
2. Максимальное сокращение времени контакта с
устройствами мобильной связи.
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии
более 2 метров от головы.
Международный опыт регламентации требований к режиму использования
устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что
ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные
накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям
психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной
раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной
работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна 1.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от
использования электронных средств массовой информации вызывает у детей
состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых,
выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции,
нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной
зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем
больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений
неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с
одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к
ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной
деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало,
что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает
успешность сдачи тестов на 6,4%.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии,
Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том
числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды
мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы 2.
В Бельгии 3
и Великобритании 4
вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе
индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не
установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в
школах провинции Онтарио (Канада) 5
и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) 6.
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в
Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде 7.
-------------------------------
1 Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L.,
Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and
executive function among preschoolers // Dev. Psychol. 2014. N 50. P.
1497-1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full;
Pagani L.S., Fitzpatrick C. Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations
between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and
physical well-being by middle childhood // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010.
T. 164. P. 425-431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160;
Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children // Sleep Med. Clin.
2017. N 12. P. 407-413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.
2 http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333&
dateTexte= &categorieLien=id; https:
//www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.
3 https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.
4
https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.
5
https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.
6 https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.
7
https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.
-------
Ссылка на новости Роспотребнадзора